Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

11-июн, 21;24 793

Налоги и арендные платежи должны быть справедливыми и соответствовать рыночным условиям. Зачем переплачивать налоги и арендную плату за земельные участки и другие объекты недвижимого имущества.

Некоторые виды платежей в Российской Федерации напрямую зависят от величины кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. К подобного рода платежам относятся налоги, в том числе налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, а также арендные платежи по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Величина кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, напрямую влияет на цену договора купли-продажи.

Величина кадастровой стоимости зачастую не соответствует действительным экономическим реалиям и бывает существенно выше рыночной стоимости, что в результате приводит к увеличению налоговой или иной финансовой нагрузке, в связи с чем целесообразно уменьшать кадастровую стоимость в судебном порядке.

В последнее время количество споров об оспаривании кадастровой стоимости все больше увеличивается, порядок немного упростился, в частности, сейчас не является обязательным для юридических лиц досудебный порядок обращения в специальную комиссию, а напрямую можно обращаться в суд, что существенно экономит время и деньги. Во-вторых, представляемая в суд оценка недвижимого имущества не требует досудебной экспертизы, что также экономит время и уменьшает судебные издержки.

Несмотря на некоторое упрощение процедуры оспаривания кадастровой стоимости, на практике встречаются нюансы, с которыми может столкнуться заинтересованное лицо, например, дата оценки рыночной стоимости земельного участка или иного недвижимого имущества, стандарты составления отчета об оценке, нюансы назначения судебной экспертизы и многое другое.

Юридическая помощь 

Юридическая помощь 

Во избежание каких-либо недоразумений или ошибок мы предлагаем свою помощь в оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимого имущества. Абсолютно всю необходимую работу от начала и до конца мы проделаем сами, начиная с анализа вопроса о целесообразности оспаривания и заканчивая внесением изменений в кадастровые сведения о новой величине кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Мы занимались данными вопросами в период, когда подобные споры относились к полномочиям арбитражных судов, и в период, когда апелляционной инстанцией выступал Верховный суд Российской Федерации, где мы, безусловно участвовали. На данный момент все три инстанции - первая, апелляционная и кассационная – располагаются на территории одного субъекта России. Если мы говорим о Республике Татарстан, то это здание Верховного суда Республики Татарстан.

Ниже мы приводим в качестве примера некоторые наиболее сложные категории дел по вопросам оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и торговых центров, рассмотренных Верховным судом Республики Татарстан, а также не очень сложных, в которых мы участвовали и решения по которым были положительными: 3-25/2015, 3а-126/2016, 3а-161/2016, 3а-292/2016, 3а-11/2017 и др.

Законодательство и судебная практика

Судебная практика и закон 

Основные нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться по вопросам оспаривания кадастровой стоимости:

  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Материалы судебной практики, которыми следует руководствоваться по вопросам оспаривания кадастровой стоимости:

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

Порядок оспаривания 

Краткий порядок оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимого имущества приведем ниже.

Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 Кодекса административного судопроизводства.

К административному исковому заявлению прилагаются:

  1. выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  2. копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  3. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  4. отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается к производству суда и рассматривается до  истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления, но надо понимать, что суд может назначить судебную экспертизу, что может существенно затянуть сроки принятия решения.

Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  1. недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  2. установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе по административному делу об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также по административному делу об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов.

Надо иметь в виду, что новая величина кадастровой стоимости устанавливается с 01 января того года, в котором было подано заявление. К примеру, если заявление подано в декабре 2016 года, то новая величина кадастровой стоимости устанавливается с 01 января 2016 года, а все платежи по налогам, арендной плате подлежат перерасчету в сторону уменьшения.

Важным является то, что благодаря совсем недавно появившемуся Постановлению Конституционного суда РФ сторона, в чью пользу было вынесено решение, может взыскать судебные издержки, в том числе расходы по оценке и расходы на оплату услуг юриста, однако здесь имеются некоторые нюансы.

шаблоны для dle 11.2